Производственная система «Росатом»

Производственная система Росатома ставит своей целью повышение эффективности работы предприятий отрасли. Она разработана с учетом широко известного опыта японской компании Toyota Production System и основана на системе «Кайдзен» (непрерывного совершенствования). Это так называемое «бережливое производство». Система направлена на постоянное совершенствование, в том числе рабочих мест, технологий, производства, бизнес-процессов. Ее суть – настолько оптимизировать технологические операции, чтобы работники трудились, затрачивая меньше сил и работая более эффективно. Конечный результат, которого необходимо добиться на уровне Госкорпорации, – повышение производительности, улучшение качества, снижение затрат и удовлетворение требований заказчика.

Производственная система Росатома – масштабный отраслевой проект, призванный не только повысить производительность труда до уровня зарубежных конкурентов Росатома и сократить издержки, но и повысить заработную плату и сформировать новые правила карьерного роста. Производственная система начала внедряться на ряде предприятий атомной отрасли во второй половине 2008 года.

Суть бережливого производства – сокращение затрат за счет исключения потерь. При этом под потерями подразумевается любая деятельность, не создающая добавленной ценности.

Основные виды потерь:

  • потери перепроизводства (избыточного производства продукции);
  • потери транспортировки (избыточного перемещения сырья, продукции, материалов);
  • потери ожидания (в рабочее время не осуществляется производственная деятельность);
  • лишние запасы (хранение избыточного количества сырья, материалов, полуфабрикатов);
  • потери из-за производства продукции с дефектами (брака);
  • потери излишней обработки (обработка, не приносящая ценности или добавляющая ненужную функциональность);
  • потери на лишние движения (не связанные напрямую с осуществлением производственной деятельности);
  • потери творческого потенциала (неполное использование интеллектуальных возможностей сотрудников).

Задача внедрения ПСР – уменьшение потерь любого типа.

В основе ПСР лежат пять принципов, зафиксированных в декларации о ПСР:

  • Будь внимателен к требованиям заказчика (любую работу начинай с определения, кто твой заказчик. Достигай результат в соответствии с потребностями заказчика);
  • Решай проблемы в месте их возникновения (иди туда, где проблема возникла, найди решение и убедись, что оно работает);
  • Встраивай качество в процесс (не принимай брак, не производи брак, не передавай брак);
  • Выстраивай поток создания ценности (устраняй потери и сделай это стандартом своей работы);
  • Будь примером для коллег (проявляй инициативу – сегодня работай лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня).

В 2018 году ФГУП «ФЭО» (включая филиалы) впервые достигло статуса «ПСР-минимум», продемонстрировав развитие ПСР и применение ее инструментов при оптимизации как производственных, так и офисных процессов в соответствии с Политикой в области ПСР.

В 2019 году ДВЦ «ДальРАО» – филиал ФГУП «ФЭО» продемонстрировал непрерывное развитие ПСР, а так же высокий уровень вовлеченности сотрудников и ответственный подход к поддержанию системы 5С на рабочих местах, которое позволило достигнуть  установленных индикаторов и подтвердить полученный статус «ПСР-кондидат».